«МОЙ РЕБЕНОК БОИТСЯ ….»

Большинство людей в своем детстве чего- либо или кого-либо боялись. В наше время

прибавился новый страх – страх заболеть коронавирусом. Есть у страха и положительная сторона, он защищает нас от необдуманных поступков, оберегает нас. Но когда страх становится навязчивой идеей, когда мешает развитию ребенка, надо помочь ребенку его победить. Рассмотрим какие страхи характерны для детского возраста и что делать в этой ситуации родителям.

Страх— эмоциональная реакция на опасность, возникающая при восприятии человеком ситуации (или объекта) как угрожающей его спокойствию и безопасности. Переживание страха может быть вызвано как реальным объектом, так и нереальным, воображаемым. Страхи делятся на витальные и социальные.

Витальные страхи – это страхи «не быть», «перестать существовать», страхи смерти в самом широком смысле (крови, войны, темноты, чудовищ, коронавируса и т.п.)

Социальные страхи – это страхи «быть не тем», «быть отвергнутым» (плохих оценок, опоздать в школу и т.п.)

Сначала появляются витальные страхи, с момента поступления ребенка в школу возрастает доля социальных страхов. К подростковому возрасту преобладают социальные страхи.

Младший школьный возраст: к витальным страхам добавляются социальные страхи: плохих отметок, наказания за них, опоздания, агрессии и неприятия со стороны сверстников. В начале младшего школьного возраста социальные страхи преимущественно связаны со взрослыми, ближе к подростковому возрасту появляются страхи, связанные с ровесниками.

Семейная ситуация может оказывать влияние на страхи ребенка двумя способами.  С одной стороны, события, происходящие в семье, особенности семейной обстановки могут выступать как фактор, непосредственно вызывающий страх (если      родители        в качестве наказания заставляют ребенка сидеть одного в закрытой ванной комнате с выключенным светом).

Причиной страха может быть не только неконструктивное поведение родителей, но и довольно широкий спектр событий, как негативных, так и изначально нейтральных, происходящих в семье. Скажем, острый сердечный приступ, который пережила бабушка на глазах ребенка, может спровоцировать у него страхи за собственную жизнь или за жизнь родителей.

С другой стороны, поведение родителей и обстановка в семье могут не являться непосредственными причинами возникновения страха, но тем не менее могут оказывать влияние на стабилизацию страха.

Страхи у детей могут быть вызваны конфликтными отношениями между членами семьи и прежде всего – между родителями. Резкие изменения в структуре семьи (развод или повторный брак родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) также могут привести к появлению и стабилизации невротических страхов у детей. Развод – один из самых травмирующих и тяжелых для ребенка кризисов семьи …Для детей младшего школьного возраста из неполных (разведенных) семей характерны склонность к депрессивному состоянию, чувство печали и одиночества, низкая самооценка, ощущение нехватки внимания со стороны своей семьи, неудовлетворенность в общении, чувство малозначимости и малоценности.

Большое значение в формировании страхов имеют личностные особенности ребенка. Впечатлительность, чувствительность, эмоциональность делают его крайне восприимчивым к любым внешним факторам. Методы воспитания способы педагогического воздействия воспринимаются по-разному эмоционально устойчивыми детьми и чувствительными. Поэтому важно помнить, что степень травмирующего воздействия одного и того же события будет разной в зависимости от того, насколько впечатлителен и раним ребенок.

Рассмотрим факторы, которые способствуют появлению/стабилизации витальных страхов у детей, и основные стратегии родителей в этой ситуации:

  1. Страх — как способ привлечения внимания родителей.

В этом случае ребенок, демонстрируя страх, получает определенные вторичные выгоды: родители проводят с ним дополнительное время, ложатся с ним спать, позволяют отступить от режима дня или делают поблажки в предъявлении каких-то требований. Подчеркнем, что излишние разговоры и разъяснения, с помощью которых родители стремятся показать ребенку, что бояться нечего, также могут выступать как дополнительное внимание, приобретаемое ребенком в ситуации страха.  Изначально страх может возникать под действием различных психотравмирующих факторов, не связанных с семьей, но в дальнейшем закрепляется и стабилизируется именно вследствие наличия вторичных выгод.

Главное, что нужно сделать в этом случае, — минимизировать вторичные выгоды от страха (перестать сидеть с ребенком, уговаривать его и пр.). Еще Р. Дрейкурс писал: «Не позволяйте детским страхам произвести на вас впечатление».  Подчеркнем, что это не означает, что ребенка нужно полностью лишить эмоциональной поддержки. Нельзя игнорировать его переживания, тем более что страх может быть абсолютно реален. Важно найти способы поддержать ребенка, не уделяя ему при этом излишнего внимания. Необходимо настраивать ребенка на то, что он сможет справиться со своим страхом. В качестве дополнительной поддержки можно использовать игрушки, с которыми ребенок будет оставаться, рисунки, отражающие победу ребенка над страхом и находящиеся рядом с ребенком (на стене или под подушкой). Так, вместо уговоров и объяснений мама может обнять ребенка и сказать: «Я уверена, у тебя получится победить свой страх».

  1. Родители приписывают ребенку роль «трусишки»

Бывает такое, что страхи ребенка стабилизируются на фоне в целом довольно комфортной и благополучной обстановки в семье, которая, однако, сопровождается тем, что ребенка начинают считать «трусишкой», ожидают от него подобного поведения и тем самым способствуют его закреплению.  Родители как бы настраивают ребенка на проявление страхов: «родительского программирования» («Мы всего боимся», «Видишь, тут нечего бояться»). Наблюдая за реакцией родителей, ребенок приходит к выводу, что он труслив и слаб.

Прежде всего, нужно прекратить комментировать и обсуждать поведение ребенка. Родительские высказывания относительно трусости ребенка не приведут к изменению его поведения, а, напротив, способствуют его закреплению.   Родителям необходимо транслировать ему уверенность взрослых в его смелости, обращать внимание ребенка на проявления его смелости («Сегодня ты был по настоящему смелым») или же показывать потенциал, ресурс ребенка («Ты можешь быть смелым»).

  1. Родители воспитывают ребенка по типу доминирующей гиперпротекции (авторитарное воспитание)

При доминирующей гиперпротекции родительское отношение характеризуется сочетанием обостренного внимания и заботы о ребенке с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Обилие требований, указаний, наставлений.  Родитель часто вмешивается в деятельность ребенка, ограничивая инициативу: «Перестань! Ты делаешь неправильно! Надо вот так!» В совместной работе родитель обычно берет инициативу на себя, мнением ребенка часто не интересуется и не прислушивается к нему, если оно высказывается; стремится задействовать ребенка как исполнителя.

Так, родителю, реализующему стиль воспитания по типу доминирующей гиперопеки, надо предлагать ребенку возможность выбирать из альтернатив и поддерживать его выбор, а также выражать принятие и поддержку ребенку.

  1. Родители сами обладают высоким уровнем тревожности и выраженными страхами

Высокий уровень тревожности и связанные с ним страхи зачастую являются свойственны нескольким членам семьи, что может выступать как фактор стабилизации невротических страхов у детей. Отметим, что в основе лежит не столько биологическая наследственность, сколько специфический семейный способ мировосприятия.

Понятно, что произвольно родители не смогут понизить уровень собственной тревожности, но могут как минимум за ней наблюдать и постараться уменьшить ее проявление в присутствии ребенка. Также важно выражать ребенку более позитивное отношение к жизни: высказывать оптимистические ожидания, выражать уверенность в благополучном исходе событий.

Факторы, способствующие появлению/стабилизации социальных страхов у детей, и основные стратегии работы родителей с ними. «Школьные» страхи.

  1. Неадекватно жесткие способы реагирования родителей на учебные неудачи ребенка.

Практически все родители так или иначе реагируют на учебные неуспехи ребенка. Излишняя жесткость подобных реакций может лежать в основе социальных страхов, возникающих в ситуациях проверки знаний. К неадекватно жестким можно отнести физические наказания, эмоциональный шантаж («Когда я узнала, что ты получил тройку, у меня заболело сердце»), излишне суровые последствия («За одну четверку – никакого телевизора на месяц»). Подчеркнем, что для чувствительных и ранимых детей неадекватно жесткими могут быть и просто вербальные комментарии типа «Что ж ты у меня бестолковый такой».

Необходимо увидеть неэффективность используемых мер, несоответствие их данному ребенку (естественно, это не касается физических наказаний). Важно в семье разработать конструктивные способы реагирования на учебные неудачи ребенка, оказывать помощь и поддержку.

  1. Сверхценность учебных успехов ребенка для родителя

Известно, как важно для родителей, чтобы их ребенок был успешен. С самого раннего возраста родители создают все необходимое для этого, пытаясь научить ребенка плавать раньше, чем ходить, а читать раньше, чем говорить. И помимо «простой» родительской любви и заботы, здесь кроется один важный момент: успешность ребенка – это показатель успешности и компетентности родителей как в их собственных глазах, так и в глазах социума. Стремление мамы сделать все возможное для развития своего ребенка – еще и ее стремление показать себе и другим, что она достаточно хорошая мама. Такие тенденции становятся особенно значимыми, если воспитание – основная область самореализации для родителя. Тогда достижения ребенка становятся для мамы основой притязаний на признание, то есть она оценивает себя прежде всего через родительскую роль: если мой ребенок хорош и успешен – значит, я сама успешна.

Прежде всего, родителям надо видеть положительные стороны ребенка. Нужно демонстрировать спокойное отношение к ошибкам и неудачам ребенка, подчеркивая их естественность и необходимость («Умные и хорошие люди тоже ошибаются»).

  1. Дефицит принятия, оценочное отношение к ребенку

В данном случае родитель занимает критическую позицию по отношению к ребенку Он включает в себя «повышенную принципиальность в отношениях с детьми, … чрезмерную требовательность, …беспочвенное морализирование,….нетерпимость к  слабостям и недостаткам»

Родителю надо найти какое-то занятие, которое им обоим с ребенком доставляет удовольствие и которое не связано со школой, и регулярно заниматься этим вместе. Важно выражать ребенку принятие и поддержку.

  1. Наличие социальных страхов у самих родителей

Переход ребенка в школу актуализирует у родителей целый ряд собственных воспоминаний и переживаний, связанных со школой и преимущественно негативно окрашенных.

Дистанцируйтесь от ребенка. Вполне возможно, что школьный опыт ребенка будет другим, более позитивным.   Важно говорить ребенку, что он сильнее своего страха и может его преодолеть.

 

Контакты

пгт Синдор Строителей 5

kristi_27_27@mail.ru

https://vk.com/ostapchykiv

Обратная связь