Развитие логического мышления у детей
Мышление – самая главная психическая функция человека. Оно представляет собой психическую деятельность, которая позволяет познавать явления, предметы объективной реальности с помощью обобщений, раскрытия связей или отношений, существующих между ними. Ребенок изучает мир и окружающие его явления с ранних лет. Для каждого возрастного этапа характерен свой вид мыслительной деятельности. Каждый этап развития мышления имеет свои особенности, развитие каждого периода дошкольной жизни ребенка стимулирует логическое мышление в школьном возрасте.
Развитое мышление позволяет школьнику ориентироваться в закономерностях окружающего мира, причинно-следственных связях в природе, жизни общества, отношениях между людьми. Развивать логическое мышление ребенка нужно комплексно, используя все возможные методы и подходы.
Средства развития детской логики
Начиная с младшей школы и в течение всего периода взросления, школьник активно развивается, учится применять полученные знания. Разработан ряд методик, которые направлены на развитие логического мышления у детей. Каждый из методов применяется в зависимости от возраста ребенка: для 6-8 летних учеников можно использовать лабиринты, загадки или ребусы. Для школьников среднего или старшего школьного возраста подойдут настольные игры (шашки, шахматы) или более серьезные задачи.
Приемы развития логической мыслительной деятельности:
- Анализ/синтез. Эти понятия взаимосвязаны, вытекают одно из другого. При анализе происходит вычленение объекта из группы по одному или нескольким свойствам. При синтезе разные признаки или свойства объектов объединяются в единое целое.
- Сравнение. Сравнивать можно разные предметы или явления, находя их общие или отличительные признаки. При этом под сравнение попадают внешне непохожие явления и предметы. Задача ученика состоит в том, чтобы найти сходства в непохожих на первый взгляд объектах. Также важно уметь находить отличия в предметах одной группы.
- Обобщение, при котором ученик учится искать общие свойства у нескольких предметов. Чем старше школьник, тем у большего количества явлений или объектов он может найти сходства по разным признакам.
- Конкретизация. Школьник должен уметь выделять важнейший признак, отделять его от менее существенных.
- Классификация. Для ученика подготавливают изображения, которые он объединяет по какому-либо свойству, самостоятельно определяя классифицирующий признак. В старшем возрасте ученики могут вычленять несколько признаков, классифицировать объекты или явления по ним.
- Смысловые соотнесения. Дидактические игры, где необходимо соотнести название объекта с его образом, применяются для младших школьников. С возрастом понятия усложняются, позволяя им значительно расширить понимание логики связей.
- Закономерности. Школьники могут выстраивать закономерности, основываясь не на одном, а на нескольких признаках объектов или изображений.
Задания на развитие логики и мышления у детей ученик выполняет последовательно, придерживаясь определенных этапов. Первоначально важно желание решить задачу, справиться с ребусом или головоломкой. Затем школьник анализирует условия, ищет способы ее решения. Ученик рассуждает, анализирует возможные пути выхода, проводит опыты. Когда точный способ решения определен, ребенок доказывает, обосновывает его. Затем решение проверяется и корректируется при необходимости.
Логическое мышление у детей младшего школьного возраста
К поступлению в школу, то есть достижению 6-7 лет логическое мышление развивается усиленными темпами. Этот процесс не происходит независимо или обособленно от других, поэтому с раннего возраста стоит предлагать ребятам решать логические задачки, ребусы, загадки. Несмотря на то, что в 5-6 лет преобладает наглядно-действенное, а затем наглядно-образное мышление, развить логику мышления ребенка можно с дошкольного возраста.
Младшие школьники на уроках развивают логику, получая при этом следующие умения, навыки:
- нахождение взаимосвязей в предметах, явлениях;
- выработка правильных понятий, оценка их достоверности;
- умение отделять важную информацию от второстепенной;
- способность обосновать, доказать собственное решение;
- использование изучаемого теоретического материала на практике.
Логическое мышление позволит ребенку излагать материал, понимать смысл прочитанного или увиденного. Пик познавательной активности приходится на возраст от 5 до 10 лет, поэтому не нужно упускать ни единой возможности позаниматься в этот период.
Главной задачей, которая стоит перед педагогами и родителями детей младшего школьного возраста, является развитие всех видов мышления. Они позволяют ребенку строить умозаключения, делать выводы, а также приобретать знания самостоятельно.
Развитие мышления у детей среднего, а также старшего школьного возраста
С возрастом продолжает развиваться логическое мышление. Особенное внимание уделяют логике на уроках математики. Школьники решают задачи, которые соответствуют их возрасту, а также интеллектуальным способностям. Связь мыслительной деятельности с практическими действиями еще сохраняется в среднем возрасте, а к старшему начинает преобладать абстрактно-теоретическое мышление. Оно выступает в качестве отвлеченных суждений и понятий, которые отражают закономерности внешнего мира, определяют важнейшие его стороны.
На умственное развитие старших школьников значительное влияние оказывает изучение законов, теорем, теорий. Научившись работать с этими понятиями, подросток продолжает самостоятельно приобретать знания.
Мыслительная деятельность школьников старшего возраста отличается от мышления младших школьников:
- Благодаря полученным в младшем возрасте навыкам, подросток способен изучать основы наук: математики, информатики, физики, химии и др. Чтобы ребенок мог усвоить весь предложенный в школе материал, он должен уметь обобщать, абстрагировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.
- Основной чертой мыслительной деятельности подростка является растущая способность к абстрактному мышлению. Оно позволяет выходить за привычные рамки восприятия.
- В старшем школьном возрасте развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания, понятий в конкретных образах, представлениях. В этот период развивается способность мыслить критически, опираясь не только на авторитет педагога, но на другие значимые источники. Анализируя причинно-следственные связи, подростки часто спорят, выражают несогласие с мнением старших – учителей и родителей.
Для развития логики в среднем и старшем школьном возрасте важно использовать игры, которые направлены на поиск интересных, необычных решений. Нужно создавать ситуации, в которых требуется выбрать задачу, проанализировать предложенные позиции. Также возможно использовать знакомство с разными точками зрения на один и тот же вопрос, вовлекать в ситуации интеллектуального соперничества.
Примеры упражнений на развитие логики у детей
В психологии применяют ряд методик и упражнений, каждое из которых развивает логику у малыша и детей более старшего возраста. Эти методики применяются педагогами и родителями в соответствии с возрастом ребенка. Разработаны универсальные упражнения, которые интересно будет выполнить всем:
- Соедини несовместимое. Это задание подразумевает объединение двух совершенно несовместимых вещей (сапоги и луна, наушники и скатерть). Такая игра научит быстро и легко переходить с одной темы к другой, связывая их между собой.
- Словодел. Из букв одного большого слова необходимо составить максимальное количество мелких слов. Чем больше слов составит ребенок, тем лучше работают его мыслительные процессы.
- Ребусы. Помогают активизировать логику и творческое мышление. Учат мыслить оригинально.
- Головоломки из спичек или счетных палочек. Для ребят младшего и среднего возраста они будут простыми, а для старших школьников выбирают более сложные задачи.
- Составление инструкций к объектам. Ребенок сам определяет способы использования предмета и описывает их.
- Составление рассказов. Для младших детей можно предложить готовый план. Старшие ребята должны приступить к выполнению задания после самостоятельного составления плана.
Логическое мышление – часть формирования творческой и развитой личности. Это важное интеллектуальное качество, которое помогает оценивать ситуации, принимать решения и анализировать происходящие события. Проходя все этапы развития мыслительной деятельности, ребенок овладевает необходимыми знаниями, умениями и навыками.