Уважаемые родители!

Хочу предложить для ваших детей на следующий год развивающие занятия.

"Интеллектика" курс развивающих занятий

Разработчик курса – Зак А З., психолог, доктор наук, много лет изучает мышление детей, автор серии книг по развитию интеллектуальных способностей.

Курс построен на мате­риале 24 видов задач неучебного содержания и включает 32 занятия. Принципиальной задачей предлагаемого курса выступает развитие мыслительных спо­собностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Систематический курс, построенный на разнообразном — по содер­жанию и сложности поисковых задач,на неучебном материале создает благоприятные возможности для развития личности ребенка, произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логического и творческого мышления.

Систематический курс «Интеллектика» включает четыре темы:

  1. «Формирование логических действий сравнения, обобщения и классификации на основе развития способности анализировать».
  2. «Формирование познавательных универсальных действий на основе развития способности комбинировать».
  3. «Формирование регулятивных универсальных учебных действий на основе развития способности планировать».
  4. «Формирование логических действий построения рассуждений на основе развития способности делать выводы, выполнять умозаключения, рассуждать».

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие усло­вия для формирования у детей самостоятельности в действиях, спо­собности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится совместное обсуждение решения задачи того или иного вида. В результате у детей формируется такое важное качество поведения, как осознание собственных действий, воз­можность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

После самостоятельной работы всегда проводится коллективная проверка решения задач, что создает условия для нормализации само­оценки у всех детей: повышается самооценка у детей, которые хоро­шо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а так­же некоторое снижение самооценки (по отношению к ее завышенно­му состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому он подходит для детей с различным уровнем успешности.

К развивающему курсу прилагается рабочая тетрадь:

Зак А.З. Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект-Центр, 2019. ISBN: 978-5-907033-74-0

150 р. 215 р.

Интернет-магазин книг издательства Интеллект-Центр

local_phone+7(916)853-25-22

mailintellektshop@mail.ru

Дорогие родители и дети!

Когда мы впервые услышали слова «карантин» и «самоизоляция», то не понимали настоящего смысла этих слов, но вот прошла неделя, вторая…. Нам безумно хочется бежать в школу, на работу, на улицу.  Но нельзя!

Я хочу вам предложить превратить «нельзя» в «можно». Можно вместе читать и обсуждать прочитанное. В этом нам помогут «Сказки-подсказки для детей и их родителей», написанные Оксаны Степановой, профессиональным  сказкотерапевтом.

В детских сказочных историях ребенок сможет увидеть проблемные ситуации, похожие на его собственные, познакомиться с возможностями их разрешения. Желательно после прочтения обсудить сказку. Можно пользоваться вопросами, которые даны после каждой истории. Попросите ребенка высказать все, что он чувствует, думает. Уточните, что взволновало его больше всего. Важное напоминание! Помните о принципе безоценочности. Будет чудесно, если вы откажетесь от выражений «неправильно», «неверно» и будете использовать такие речевые обороты, как: «Позволь, я поделюсь с тобой своим мнением…», «На мой взгляд…»

Радостных минут чтения и общения!

Бессонова Ирина Алексеевна

Фея Равнодушие и Страна Надежды

Возраст: 5-11 лет.

Направленность: Переживания, тревога и беспокойство, связанные с разводом родителей.

Жил-был мальчик и было ему…. лет. Он был очень похож на тебя: любил кататься па велосипеде, есть моро­женное, играть в футбол с друзьями, ходить кататься па аттракционах со своими родителями по выходным. Вообще, в своей семье ему жилось замечательно. Мама его ласкала и воспитывала, это было, наверное, нужно, и было чрезвычайно приятно, что именно она — мама   — хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже занимался воспитанием сына: гулял с ним (именно он научил кататься на велосипеде нашего героя), а главное — у папы был еще один друг — ав­томобиль, занимаясь с которым, они с сыном проводили много времени (что-то там все время барахлило). Отец возился под капотом, а сын, в помощь отцу, в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.

И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. Все чаще по вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родите­лей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать. Наутро все просыпались расстроенными и невыспавшимися: мама — с заплаканными глазами, пана — серди­тым.

Грустно и тоскливо, буквально до слез, было нашему мальчику.

И тут Равнодушие придумала новую беду — развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут и надо попробовать жить отдельно друг от друга. Мальчик наш остался жить с мамой, так как именно она могла уха живать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А па­па уехал…

Тогда нашему мальчику стало очень тоскливо. Грустные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал именно потому, что не любит его. И что родители тогда, по вечерам, ссорились именно из-за него. И что развод — это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.

И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высок и красив, голос его походил па папин. Он взял мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было так прекрасно и удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.

И мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный. Не успев зайти на кухню, чтобы по­завтракать, он услышал телефонный звонок. Это был папа.

Затаив дыхание, сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине…

О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сия­ли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и со словами «Одно для мамы, передай ей» протянул сыну.

И в тот день мальчик понял, что в жизни его произошли некоторые перемены: у нею стало два дома — мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, и каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И ничто — даже фея Равнодушие со страшным разводом — не помешает этому счастью, потому что страна На­дежды всегда будет с ним.

Вопросы для обсуждения

  1. Что сделала с родителями фея Равнодушие и почему мальчику стало так грустно от этого?
  2. Как ты думаешь, прав ли был мальчик, когда думал, что папа уехал именно из-за него?
  3. Что понял мальчик в конце истории, согласен ли ты с ним?

Костерчик

Возраст: 6-11 лет.

Направленность: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценное!

Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: «Так, какой-то костерчик». Ему очень обидно было слу­шать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потре­скивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: «Что от него толку — ни обогреть, ни осветить не может», а другие и вовсе хотели его потушить, — зачем, мол, он гут горит такой ник­чемный.

Горько вздыхал Костерчик, слушая все это и поблескивая своими маленькими язычками. А вот во сне ему сни­лось, что он большой красивый Костер, который ярко горит и играет своими мощными языками пламени, ос­вещая все вокруг. Но наступало утро, и он снова никак не мог решиться разгореться по-настоящему во всю силу.

Так наступила осень, и стало в лесу очень холодно и сыро. Бежала как-то по лесу Мышка, вся шубка которой промокла. Увидел Костерчик замерзшую Мышку, жалко ему ее стало, но он только вздохнул: «Я бы обогрел тебя, Мышка, мне очень хочется быть настоящим Костром, но только я боюсь, что у меня из этого ничего не выйдет». Тут Мышка спросила его: «А ты хоть раз попробовал сделать что-нибудь, чтобы стать настоящим Костром?» Он отвечал: «Нет, я не уверен, что у меня получится».

«Да ты что, — пропищала Мышка, — я знаю одну тайну, мне ее рассказала старая сова, она все точно знает: ка­ждый маленький Костерчик может стать настоящим Костром, для этого нужно просто хоть раз попробовать!». Костерчик весь сжался от страха   — «Вдруг я погасну, если попробую». Но уж очень ему хотелось стать на­стоящим Костром и так хотелось обогреть Мышку, что он решился. Зажмурился, набрал в себя воздуха н как встрепенулся! Открыл глаза и понял, что все изменилось — у него появились такие мощные языки, он стал так звонко потрескивать дровам и — как здорово! — и все оказалось не так страшно. Развеселился Костер, разы­грался и подумал: «Чего же я боялся, давно надо было попробовать». Поблагодарил он Мышку, которая сразу же согрелась и высушила свою шубку, и сказал, что он всегда будет рад обогреть ее.

Теперь его было видно издалека. А люди, когда пришли в лес, не поверили своим глазам. Они теперь говорили: «Вот какой у нас Костер! Теперь мы можем греться у него сколько угодно!»

С тех пор Костер всем светит ярко-ярко, а по вечерам рассказывает зверушкам историю о том, как он стал большим и красивым.

Он говорит всем: «Никогда не бойтесь пробовать, потому что даже самый маленький Костерчик может стать большим и красивым Костром. Стоит только хоть раз попробовать. Теперь-то я это точно знаю». Был у Скрипочки единственный друг —   Мышонок, который прятался иногда у нее от большого рыжего Кота с зеле­ными глазами.

И вот в один теплый вечер пришел в магазин известный музыкант, у него случилось несчастье — украли его скрип­ку, а через два часа ему нужно было играть на очень важном концерте. Это был такой известный музыкант, что даже Мышонок выглянул на него посмотреть. Все скрипки начали себя расхваливать.

Одна закричала: «Посмотрите, какой у меня гриф — он красного дерева». «Красного дерева? — спросил музы­кант. — Это хорошо, по мне нужно посмотреть, как ты играешь». Взял музыкант в руки эту Скрипку, провел смыч­ком, а звука нет. «Что же ты не играешь?»     спросил музыкант. Скрипка покраснела и Ничего не ответила. Стал му­зыкант смотреть другие скрипки. Та, которая была с хорошими колками, фальшиво играла, скрипка с серебряными струнами плохо настраивалась.

Вопросы для обсуждения

1.      Почему Костерчик боялся разгореться?

2.      Из-за чего Костерчик все-таки решился разгореться?

3.      Какую тайну Костерчик узнал от Мышки?

Мальчик Сережа

Возраст: 5-11 лет.

Направленность: Конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка.

Далеко-далеко, за горами, за лесами, в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа. Он был таким же. как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Ксюшей.

Раньше, когда Ксюши еще не было на свете, все игрушки  в доме принадлежали только ему, ему одному улыба­лась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.

А теперь мама чаще возилась с Ксюшей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не остава­лось времени, что бы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Ксюшей. Гулять с Ксюшей было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни за­лезть на дерево. Но мама просила защищать Ксюшу и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.

Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так. как раньше, что ругают его незаслуженно, а хвалят ред­ко. Тогда он мечтал, чтобы Ксюша исчезла и все было как раньше. А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа наконец обратили на него внимание, но было бы уже поздно и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили.

Но вот однажды Сережа пришел из школы домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разгова­ривала с какой-то тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое. Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к пей и тихо спросил: «Что-то случилось с Ксюшей?». Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что Ксюша заболела, у нес очень высокая температура и, может быть, ее за­берут в больницу.

Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по кра­сивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там —  источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее за­бирали в больницу…

Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Ксюша, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему.

«Значит, помогло и все страшное позади» — подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку. Мама улыбнулась ему и сказала: «Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина».

 

Вопросы, для обсуждения

  1. Почему Сережа думал, что мама и папа его больше не любят?
  2. Почему мальчик расстроился, когда узнал про то, что его се­стра заболела?
  3. Почему Сереже приснился такой сон?
  4. Почему мама сказала Сереже о том, что он уже взрослый?

Чужая игрушка

Возраст: 5–9 лет.

Проблемы: трудности усвоения социальных норм поведения; несформированность эмоционально-волевой сферы.

Ах, какая чудесная новая детская площадка появилась недавно во дворе у Миши и Димы! Взрослые говорили, что это добрый дядя-депутат помог все организовать, чтобы дети могли наконец-то играть в нормальных условиях. А рабочие установили новенькие качели и карусели.

Чего здесь только не было для ребячьих забав!

Горка, с которой можно было скатиться со скоростью звука. Качели, на которых друзья любили взлетать так, что захватывало дух. В песочнице всегда было много детей. Тут девочки стряпали свои куличи, а Мишу с Димой больше увлекала постройка песочных замков с рыцарями. Под песочным королевством можно было прорыть подземный ход и неожиданно напасть на врага. Рядом располагалась уютная беседка, в которой хорошо отдыхать после веселых игр. Вот здесь с ребятами и произошел тот случай, о котором я и хотела вам рассказать.

В выходной день, наигравшись вдоволь на детской площадке, мальчики направились отдохнуть в беседку. Подойдя ближе, они увидели на столе коробочку с новеньким лото.

– Ух ты! – воскликнул Дима. – Смотри, что я нашел!

– Почему это – ты нашел? – попытался возразить Миша. – Я еще издалека эту игру увидел.

– Увидел ты, а сказал первым я! – продолжал настаивать Дима.

– А я сейчас первым дотронусь до нее, и она будет моей! – крикнул Миша.

И мальчики наперегонки, толкая друг друга, бросились в беседку. Вот тут и могла случиться потасовка между закадычными друзьями.

Однако с противоположной стороны площадки к беседке спешили двое: мама с дочкой. Глаза у девочки были заплаканные, и выглядела она встревоженно. Мальчишки узнали Юлю. Они часто играли вместе в песочнице, и она делилась с ними игрушками.

– Ребята, вы мою игру лото здесь не видели? – спросила Юля.

Мальчики покраснели, как вареные раки, но продолжали крепко, в четыре руки, держать коробку с лото. Первым спохватился Миша:

– Так это твоя игра? А мы думали, ничья, решить не могли, чьей она будет.

– Даже хорошо, что она твоя оказалась, а то бы вот-вот и драка началась, – подхватил Дима.

– Так вы что же – шкуру неубитого медведя тут никак поделить не могли? – шутливо спросила Юлина мама.

– Как это – шкуру? Какого еще медведя? – загалдели все ребята разом.

– Так говорят, когда люди делят то, что им не принадлежит. Как случилось сейчас с вами, – пояснила тетя Оля.

После небольшой паузы Юлина мама сказала:

– Думаю, для вас это будет хорошим уроком. А сейчас предлагаю всем расположиться за столом и поиграть в лото! Давайте посчитаемся и выберем, кто будет ведущим!

– Один… два… три… – начала Юля.

И еще долгое время из беседки доносились звонкий смех и счастливые детские голоса.

А с вами, ребята, не случались подобные истории?

Вопросы и задания к сказке

  • Что ты будешь делать, если кто-то без спроса возьмет твою игрушку или ручку, пенал…?
  • Как ты считаешь, смогли бы ребята разобраться в этой ситуации сами, без помощи Юлиной мамы?
  • Когда у тебя возникают трудности, ты обращаешься за помощью или справляешься сам?
  • Подскажи Мише и Диме, как им воспитать в себе силу воли, которая будет им помогать не брать чужого.

Соловей и ежик

Шел как-то ежик по лесу и нашел яйцо. Он не знал, что с ним делать, и решил на всякий случай прикатить его к себе в норку. К его величайшему удив-ю, через некоторое время из яйца вылупился птенчик соловья. «Ничего себе!», – подумал ежик.

– Привет! Ты кто? – спросил он.

– Сам не знаю, – ответил птенчик.

– А давай ты будешь жить со мной, и я научу тебя быть настоящим ежиком?

– Давай, – согласился птенчик.

И стали они жить вместе. Давалось им это нелегко, потому что они были очень разными. Вот проснется птенчик рано утром, видит: такой прекрасный день! И давай на радостях звонкие красивые песни петь! И будил ежика, потому что ему не терпелось поделиться хорошим настроением с другом. А ежик совсем этому не радовался: «Птенчик, птенчик, ты зачем мне спать мешаешь? Ты же мне весь день испортил! У меня голова будет болеть! И поешь ты так громко и звонко, это же совсем не красиво. Давай я лучше научу тебя пыхтеть. Все уважающие себя ежики умеют пыхтеть». Соловей честно учился пыхтеть, но сколько бы он ни старался, у него почему-то плохо получалось, и он расстраивался. Птенчик очень хотел быть достойным ежиком, а как тут быть достойным, если не умеешь пыхтеть?

Ежик любил гулять. Ползет себе по лесу тихонечко, грибы ищет. Он брал с собой соловья. Соловей очень уставал от ходьбы, но не хотел огорчать ежика и шел с ним, тайно желая, чтобы ежик побыстрее устал.

Ночью ежик охотился и всегда приносил своему другу лучшую добычу – то мышку, то змейку, – а у бедного соловья от таких подарков все перышки становились дыбом. Он, конечно, благодарил ежика, но тот-то видел, что соловью эти подарки не в радость, и расстраивался, что никак не может угодить любимому птенчику. Они все чаще и чаще ссорились из-за того, что никак не могли понять друг друга. Вскоре они стали обвинять друг друга в эгоизме, и каждому казалось, что другой его не любит и совсем не заботится о нем. Но потом им становилось стыдно от таких мыслей. Они мирились и продолжали жить вместе дальше. Так бы это, наверное, и продолжалось, если бы не одно событие.

Соловей, как и все птицы, имел крылья. Но он никогда ими не пользовался и вообще не понимал, что с ними делать. Он даже думал, что крылья – это тоже лапы: у ежика четыре лапы, и у него должно быть четыре. Но его удивляло, что он так отличается от ежика. И однажды он спросил ежика об этом. Ежик испугался, что если он расскажет птенчику правду о крыльях, тот научится летать и сбежит от него, и он останется совсем один. Остаться в одиночестве он очень боялся, хоть с соловьем временами и бывало тяжело. Поэтому он сказал соловью, что яйцо, которое он нашел, было помятым, из-за этого ноги соловья выросли неправильно, и пользоваться ими нельзя и даже опасно, мало ли что из этого выйдет.

Соловей с этим смирился и не пытался пользоваться своими «бракованными лапками». Но однажды он залез высоко на дерево за каким-то червячком, оступился и сорвался вниз. Он испугался, что сейчас разобьется, и от испуга задрыгал и лапками, и крыльями. Каково же было его удивление, когда он вдруг полетел – и стал подниматься все выше и выше. После этого соловей уже не мог остановиться – все летал и летал… И был счастлив, как никогда в жизни. Он не стал ничего говорить ежику, чтобы не расстраивать его, и летал тайком, пока ежик спал.

Соловью было очень трудно, ему хотелось летать все больше и больше, хотелось попробовать улететь далеко-далеко, но очень не хотелось, чтобы ежик переживал.

И с каждым днем соловей становился все грустнее и грустнее. Ежику тоже было очень грустно, потому что он никак не мог развеселить соловья, – что бы он ни делал, ничего не помогало.

Однажды рано утром соловей улетел подальше от ежика, сел на ветке дерева и запел грустную-грустную песню. И вдруг он услышал, что кто-то ему подпевает. На соседней ветке он увидел другого соловья – и понял, что он не один такой на свете. Они пели, летали вдвоем, и им было очень хорошо вместе. Так они провели целый день, и тут соловей вспомнил о ежике.

Он прибежал домой – а там ежик не находил себе места от беспокойства за соловья. И тогда соловей сказал ему: «Слушай, ежик! Я очень-очень тебя люблю, и мне меньше всего хочется тебя расстраивать, но я научился летать, встретил своих сородичей, и я не могу больше быть счастливым рядом с тобой. Я не уйду от тебя, если ты меня не отпустишь, потому что я обязан тебе жизнью и не прощу себе, если ты без меня пропадешь. Но все-таки я прошу тебя – отпусти меня, пожалуйста, потому что мне очень хочется быть счастливым». Вздохнул ежик и ответил: «Что же с тобой делать – лети! Я тоже очень тебя люблю и хочу, чтобы ты был счастлив. Только ты не забывай меня совсем, прилетай иногда в гости». Так они и разошлись.

Ежик встретил очаровательную ежиху и рассказал ей грустную историю про расставание с другом, она его пожалела, и вскоре они стали жить вместе. А соловей нашел других соловьев, слетал в теплые страны, увидел много интересного, научился петь еще лучше.

Конечно, они не забыли друг друга, и соловей прилетал к ежику в гости. И тогда ежик уже с удовольствием просыпался иногда рано утром от соловьиных трелей, а соловей наслаждался пешими прогулками по лесу рядом с ежиком, во время которых они вспоминали дни, проведенные вместе.

Встреча с мечтой

(сказка для взрослых)

 «Музыкальные инструменты для души!» – гласила вывеска магазина. Сюда часто приходили люди, тонко чувствующие волшебную мелодию звуков Ее Величества Музыки.

Заглядывали в магазин и взрослые со своими детьми, чтобы соприкоснуться с чудесным миром звучания музыкальных инструментов. Часто по прошествии некоторого времени дети выбирали себе инструменты по душе. Это всегда было удивительно – как мальчик или девочка подбирали не просто инструмент, а нечто большее. То, что смогло бы рассказать о них самих. Нечто сокровенное, скрытое до поры до времени от внешнего мира.

Надо сказать, что музыкальные инструменты тоже трепетно ожидали этих встреч. Каждому из них было очень важно найти того человека, который, подобно ключу, отворяющему дверь, смог бы открыть его и показать миру не только внешнюю оболочку, но и собственное уникальное звучание инструмента.

Радостное волнение переполняло как ребят, так и инструменты.

Вот пухленький мальчик уверенно подошел к барабанной установке, и вскоре раздалось ритмичное постукивание палочек. «Нашли друг друга!» – пронеслось среди инструментов.

А вот девочка лет семи присела к фортепиано и несмело нажала на клавиши. Инструмент благодарно откликнулся. «Подошли!» – слышится вновь.

Парень-подросток долго возился в углу, так и эдак примеряясь к гитаре. Наконец прозвучали первые аккорды – и парень, и гитара были очень довольны.

А вот свирель лежала чуть поодаль. Она грустила оттого, что на нее не часто смотрели. Одна девчушка потянулась было к ней, да строгая мама не велела трогать: «Сложно, ты не сумеешь…» Мальчишек свирель не очень интересовала, им гитары да барабаны подавай.

Шли годы. Музыкальные инструменты не задерживались подолгу в магазине. Ассортимент менялся и пополнялся, лишь свирель продолжала лежать на полке.

И вдруг в один из чудесных весенних дней в магазин вошла юная девушка. Она долго бродила по магазину, внимательно оглядывая каждую полочку. «Где-то здесь. Я же помню, где-то здесь.» – повторяла она.

Вдруг взгляд ее упал на полку, где лежала свирель. Девушка радостно вскрикнула и подбежала к ней.

Они смотрели друг на друга, казалось, целую вечность. И свирель узнала в ней ту маленькую девчушку, что была в этом магазине много лет назад. Она узнала ее по глазам, ведь глаза, как известно, зеркало души.

А когда девушка взяла в руки свирель и поднесла к губам. Время остановилось. И все, кто был в этот момент в музыкальном магазине, услышали чарующие звуки музыки. Она лилась, казалось, из самой глубины души, поднимала до небес и заполняла все вокруг.

«Какая целительная мелодия для души. – промолвил продавец, когда девушка закончила. – Давно я не слышал ничего подобного.»

Девушка и свирель были немного смущены, но очень довольны. Вот так и состоялась в этот раз встреча поющего сердца с волшебной свирелью.

Сказка про Страшульку и мальчика Сашульку

Возраст: 4- 10

Проблемы: страх темноты; повышенная тревожность; ночные кошмары; боязливость.

Далеко ли близко, высоко ли низко, живет в одном доме мальчик. Сашулькой его кличут. Роста он невысокого, худенький, до школы ему еще год подрастать. Рукастый наш мальчишечка родился, «золотые руки» про таких говорят. Смастерит тебе что хочешь, любую игрушку починить сможет, а конструировать начинает – люди диву даются.

«Мастер растет!» – уважительно говорят про него взрослые.

А что сам Сашулька про себя думает? Так ведь у него особо никто и не спрашивал…

А ведь была у Сашульки одна тайна, которую он никому не мог открыть. Переживал, что не поймут его или будут смеяться.

Дело в том, что по ночам мальчику трудно было засыпать. Он подолгу ворочался в своей кроватке, и ему казалось, что в его комнате находится кто-то еще, кроме него самого. Сашулька, правда, его никогда не видел, но звуки разные и шорохи слышал. Мальчик даже придумал ему имя – «Страшулька» – и грозным голосом говорил, чтобы тот не пугал его. Однако это не очень помогало… С большим трудом Сашулька засыпал, а по ночам иногда вскрикивал. Маме приходилось успокаивать сына, поить его водичкой.

И вот однажды снится мальчику удивительный сон.

Будто попал он в чудной город. В нем все было так же, как в Сашином городе, – и дома, и улицы. Только вместо людей жили там Страхи. Так же семьями, как люди. В одной из таких семей и оказался Сашулька. Главный у них – папа-Страх, по хозяйству управляется мама-Страшуня. Есть и дети у них: старший брат – Страшок, а младший – догадались, наверное? – правильно, Страшулька! Вот он-то и рассказал Сашульке о своем городе.

Сашу очень интересовало, как у них все устроено. И оказалось, что когда в его родном городе рождается ребенок, ему из города Страхов маленького помощника посылают.

– Для чего? – удивился Сашулька.

– А как же! – подбоченясь, с важным видом объяснял Страшулька. – Чтобы предупреждать тебя об опасности! Мы же для этого и нужны!

– А ночью вы зачем приходите? – не унимался Сашулька.

Страшулька хитро прищурился:

– Неужто не понимаешь? Тебе помогаем, смелость твою укрепляем, характер закаляем! Я тебе еще подсказки приготовил. Перед сном можешь с родителями сказки читать про богатырей, про подвиги их славные. А вот ужастики по телевизору прекращай смотреть! У нас это позволено только папе Страху. Мы еще силы такой не имеем, зачем же себя без чудесных снов оставлять, да еще и кричать по ночам?

– Тут ты прав… – согласился мальчик.

– И если я вдруг ненароком пошуршу в уголке твоей комнаты, дай мне слово, что ты больше не будешь бояться. Ведь теперь ты понял, для чего я тебе нужен?

– Понял-понял. Честное слово! – облегченно выдохнул Сашулька и проснулся.

– Сынок, ты сегодня спал спокойно и не вскрикивал во сне, – ласково сказала мама.

– Мама, а я больше и не буду кричать, потому что теперь никого не боюсь! И у меня есть помощник! – решительным голосом сказал ей сын.

– Ну и славно. Ты у меня смелый паренек, я всегда об этом знала, – улыбнулась мама.

А Сашулька уже бежал за диском про подвиги богатырей, который он решил посмотреть после завтрака с младшей сестренкой.

Вопросы и задания к сказке

  1. Как бы ты объяснил ребенку младше себя, в каких случаях страх может быть помощником?
  • Выучи вместе с родителями стихотворение:

Чтобы страху не бывать

Ни вдали, ни рядом,

Нам его нарисовать,

На бумажке надо.

Для чего нарисовать?

Чтобы после изорвать

На куски-кусочки,

Мелкие, как точки.

Нету страха. Этот страх

Превратился в пыль и прах!

  • Выполни упражнение «Рвакля»: нарисуй свой страх, прочитай громко стих и порви рисунок на мелкие кусочки.
  • Спроси у своих родителей о том, какие страхи были у них в детстве. Как они справлялись со своими страхами?
  • Нарисуй самый интересный для тебя эпизод из этой сказки. Придумай свою фразу, которая будет прибавлять тебе смелости.

Разговор с сердцем

В некотором царстве, в некотором государстве рос прекрасный райский сад. Весь он был пронизан солнечными лучами, теплом и светом. Воздух был напоен тонкими ароматами земли, нагретой солнцем, деревьев, разнообразных цветов и трав. Сверкала бирюзой река. Какая только живность не водилась в этом саду! Множество насекомых, зверей и птиц. Особенным было царство бабочек.

Бабочки – это чудесные сказочные существа! Они поистине уникальны – легкие, нежные, энергичные, красивые создания всех цветов и оттенков. От них веет радостью и любовью к жизни.

Одна из бабочек, родившихся в этом дивном царстве, и будет нашей героиней. Она была прекрасна! Бабочка со своей чудесной семьей жила на цветке.

Но вот беда – наша бабочка не могла полноценно радоваться окружавшему миру, потому что считала себя недостаточно красивой – и усики у нее не такие длинные и закрученные, как у ее подружек, и пятнышки на крылышках не такие симметричные. А что говорить о тельце! Да это же… Простушка, моль, а не бабочка.

Но природа-мать наградила нашу героиню, помимо красоты, ею не замечаемой, еще и жаждой  познания и упорством. Решила бабочка изучить окружающий мир – может быть, кто-нибудь поможет ей разобраться в том, почему она не такая, как все?

Но где же искать ответ?

Решила бабочка отправиться в путь, исследовать райский сад. И полетела. Она увидела поляны с удивительными растениями и животными, полноводную реку – из воды выпрыгивали пестрые рыбки, и она была столь прозрачна, что видно было все камушки на дне. Перелетев через реку, бабочка попала в дивную рощу. Выбрала она себе цветок, поселилась в нем и стала оглядываться, искать друзей, знакомиться. Многих спрашивала она о том, что ее волновало, но никто не мог дать ей ответа.

Огорчилась бабочка, заплакала: «Столько трудов – и все напрасно! Я так много узнала, стольких послушала, а к заветной цели так и не приблизилась…»

Опустилась к ней на цветок маленькая яркая птичка с райским оперением – колибри. Бабочка подумала: «Вот и птица лучше меня. А я – моль.»

Завязался у них разговор, и поведала бабочка колибри о своих душевных муках. А колибри посоветовала бабочке заглянуть в собственное сердце.

После этого разговора бабочка уснула успокоенная. И на рассвете, с первыми солнечными лучами, что-то разбудило бабочку.

– Здравствуй, – услышала она.

– Здравствуй. Кто ты?

– Я – твое сердце. Ты ведь хотела побеседовать со мной.

– Да, хотела. Ведь именно это и было целью моих поисков, но я боялась.

– Не бойся. Это не страшно. Доверься мне. Расскажи, что произошло, отчего ты так печальна.

Поведала бабочка свою историю.

На что сердце ей ответило:

– Ты прекрасна лишь потому, что ты существуешь. Мать-природа наделила тебя своей силой, теплом и добротой. Тело твое – лишь оболочка, и если в душе твоей будут мир и покой, оно будет излучать свет и красоту. А чтобы достигнуть душевного покоя, тебе нужно чаще обращаться ко мне, разговаривать со мной, и я буду давать тебе ответы на твои вопросы.

Так и закончилась эта встреча. А впереди бабочку ожидала яркая и интересная жизнь. Эта история не окончена, она продолжается.

Сказка о ежике Забияке

Проблемы: конфликтные отношения со сверстниками; повышенная агрессивность; неадекватная реакция на наказание и неодобрение.

За морями, за долами, за высокими горами в одном лесу жил ежик Забияка. Был он такого же возраста, как все зверушки, которые ходили в лесную школу. Однако с ежиком Забиякой никто из зверей не хотел дружить. «Почему?» – спросите вы.

Я открою вам этот секрет: уж очень этот ежик любил драться. А еще ему нравилось, когда на него обращают внимание, и он был готов привлекать это внимание любыми способами. Он мог на уроке у учительницы Белки вскочить и что-нибудь громко крикнуть. Или в столовой во время обеда веселить всех смешными рожицами. Учительница Белка, конечно, обращала на это внимание, только не такое, какого хотелось Забияке.

На улице зверятам тоже от ежика доставалось. То в песочнице у девочек куличики поломает, то с мальчиками повздорит, если ему главным быть не дают. И даже жаловаться бежал – мол, его никто в игру принимать не хочет.

А кто же такого задиру и ябеду терпеть будет?

Грустно и одиноко было Забияке. Ему казалось, что все против него. Ежик уже и сам устал от такого поведения, но как поменяться, он не знал. От огорчения Забияка убежал в самый дальний уголок площадки, чтобы его никто не видел, и расплакался.

– Ой-ой-ой! – вдруг раздался откуда-то тоненький голосок.

– Кто здесь? – испуганно спросил ежик.

– Я вымокла, точно под дождем побывала. Пожалуйста, перестаньте плакать. Лучше расскажите, что у вас случилось? Может быть, я смогу вам помочь? – спросила гусеничка.

– Мне уже, наверное, никто не поможет, – всхлипнул Забияка.

– И все же расскажите, вам непременно станет легче, – настойчиво повторила гусеничка.

И ежик рассказал гусеничке Ксюше свою историю. После небольшого раздумья Ксюша задала ежику вопрос:

– А сам-то ты, ежик, как думаешь? С чего тебе начать примирение со зверятами?

– Я думаю, прощения попросить в первую очередь. Только боюсь, что они мне могут не поверить.

– Ну что ж, начало неплохое. И позволь заметить, что все время, пока мы с тобой говорили, ты сжимал свои лапки в кулачки. Скажи, ты часто так делаешь?

– Да, очень часто, – удивился ежик.

– Знаешь, можно подумать, будто ты всегда готов к драке. Ты тратишь на это столько сил и времени, что тебя уже не хватает на увлекательные игры и любимые занятия, а это так важно и интересно! – заметила гусеничка Ксюша.

– Я даже не задумывался об этом, – погрустнел ежик.

– Не расстраивайся, вместе мы сможем придумать, как помочь тебе! Для начала попробуй спокойно подышать и выпустить из себя злость и обиду. Представь себе надутый шарик, который вот-вот может лопнуть. А теперь потихонечку выпусти из него лишний воздух.

– Да, стало гораздо легче, – заметил ежик.

– А теперь попробуй разжать кулаки! Можешь потрясти хорошенько лапами, как будто на тебя напали муравьи и тебе надо от них избавиться.

Ежик начал энергично трясти лапками, да так старался, что рассмешил Ксюшу и сам расхохотался.

– Устал? – участливо спросила гусеничка.

– Да, точно мешок яблок на колючках перенес, – поделился ежик.

– Вот и еще одна подсказка! Занимайся физическими упражнениями. Лучше колотить боксерскую грушу, чем кулаками в классе махать. Согласен?

– Даже очень! – сказал довольный Забияка.

– Я рада за тебя, – улыбнулась гусеничка Ксюша.

Так и закончилась эта история. Ежик с гусеничкой с удовольствием встречаются, их дружба продолжается. Забияка стал добрым помощником Ксюши. После этой встречи ежик понял, как плохо быть драчуном.

В классе он ведет себя уже по-другому. Удивительно, но ребята-зверята поменяли свое отношение к нему. Перед сном ежик, засыпая, часто вспоминает слова гусенички:

– Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хорошее! Ведь при этом ты чувствуешь себя замечательно!

Вопросы и задания к сказке

  • Расскажи, встречались ли в твоей жизни такие ребята, как ежик Забияка? Какие советы ты мог бы им дать?
  • Умеешь ли ты прощать обиды? Что прощение дает человеку?
  • Вспомни моменты в твоей жизни, когда какой-нибудь добрый человек пришел тебе на помощь.
  • Потренируйся: Надуйся как воздушный шарик и постепенно выпусти воздух.

   Нарисуй открытку для своего лучшего друга и отправь ему по эл. почте или телефону.

История о Морской Звездочке и потерянной ракушке

Проблемы: трудности усвоения общественных норм поведения; недостаток рефлексии и осознанности поведения.

В синем море-океане жизнь бурлит. Кого здесь только не встретишь! Посмотрите на важных осьминогов – они спешат по своим взрослым делам. А там, за камнем, рак-отшельник прячется, усами шевелит. Вот подружки – мелкие рыбешки снуют стайкой туда-сюда, в догонялки играют. А медузы лениво поглядывают на них со стороны, неторопливо покачиваясь на волнах. Так и текла жизнь в подводном царстве, пока не произошло событие, которое не только взволновало море, но и заставило бурлить умы и трепетать сердца всех обитателей дна морского.

Дело в том, что неподалеку от Рифа жила Морская Звездочка. Она была очень добрая и любила собирать разные коллекции. У нее были наборы красивых морских камушков и экзотических ракушек. И была даже коллекция морских историй, которые Звездочка записывала в Книгу сказок. Эти истории ей рассказывали друзья, когда приходили полюбоваться ее коллекциями, как в музей. Однажды к Звездочке заглянули два братца – морские скаты. Они чересчур внимательно рассматривали коллекции Морской Звездочки, а потом один из них отвлек ее вопросом, а второй незаметно взял себе одну из экзотических ракушек. Потом братцы спешно распрощались и уплыли. Морская Звездочка, проводив их, ничего не заметила.

В эту ночь Звездочке спалось очень неспокойно, она несколько раз просыпалась, и на душе у нее было отчего-то очень тревожно.

Наутро она приготовила себе завтрак из морской капусты и пошла встречать своего друга Рыбку-клоуна (так его назвали из-за яркой раскраски). Друзья перекусили, и когда они проплывали мимо полочки с ракушками, Рыбка-клоун спросил Звездочку: «А куда ты переставила перламутрово-розовую ракушку?» Звездочка была в растерянности. Она точно знала, что ракушка должна быть на месте. Тогда Рыбка-клоун стал задавать ей вопросы: «Как давно ты ее видела? Кто был последним у тебя в гостях?»

И тут Звездочка вспомнила про братцев, а ведь они ей сразу не очень понравились. Уж больно пристально они вглядывались в экспонаты, а потом быстро уплыли, едва попрощавшись. Звездочка все поняла и расплакалась. Однако долго грустить ей не пришлось. Здорово, когда рядом с тобой есть настоящий друг! Таким другом был для Морской Звездочки Рыбка-клоун.

В тот же миг по морским волнам понеслись сообщения о похищенной ракушке. И уже через некоторое время морские скаты предстали перед хозяйкой с понурым видом.

– Прости нас, Морская Звездочка, мы ведь тоже коллекционеры и собираем интересные ракушки и предметы. Увидев твою изумительную ракушку, мы не сдержались и захотели во что бы то ни стало завладеть ею. И вот что из этого вышло. Теперь морские жители перестанут ходить любоваться нашей коллекцией. Да и восстановить свое имя трудно будет. Сколько нам предстоит добрых дел сделать, чтобы один неблаговидный поступок исправить…

– То-то же! Наконец-то вы это поняли. Сами себя наказали и нас волноваться заставили, – произнес Рыбка-клоун.

У Морской Звездочки было очень доброе сердечко, и она простила братьев. А в знак примирения два незадачливых братца подарили ей чудесную розовую жемчужину, которая стала украшением ее коллекции.

Вопросы и задания к сказке

  • Какие чувства ты испытываешь, когда обнаруживаешь пропажу своей вещи?
  • Как люди называют человека, который присваивает вещи, не принадлежащие ему?
  • Как ты думаешь, почему иногда так трудно сказать правду?

Дружная команда


Проблемы: трудности в общении со сверстниками в новом коллективе; неумение устанавливать контакты; зажатость.


Сегодня я приготовила для вас историю, которая произошла в Царстве Насекомых. Сколько там удивительных жителей обитает!..


Взять хотя бы муравья Андрейку. Вот с кого бы многим пример брать! Трудится не покладая лапок, еще и друзьям помогать успевает.


Жучок Жужик с божьей коровкой Крапинкой тоже даром времени не теряют, листочки от тли освобождают.


Бабочки-подружки Василинка и Маринка нектар сладкий с цветов собирают, а заодно и пыльцу переносят.


А светлячок Фонарик, как всем известно, по ночам путникам помогает дорогу домой найти. Стрекоза Зузя до сих пор его благодарит – он ее выручил, когда она у подружки на соседнем лугу заигралась допоздна. Кто знает, что было бы, не окажись рядом ее друга светлячка Фонарика.


Вот так наши друзья жили, в гости на чай друг к другу ходили. Концерты праздничные на дни рождения устраивали, а в выходные собирались, чтобы поиграть в футбол капельками росы или в догонялки.


А больше всего нравилось нашим друзьям собираться по вечерам под уютным большим лопухом. Светлячок зажигал свой фонарик, а остальные по очереди рассказывали чудесные сказки. Тому, кто придумывал самую интересную сказку, в качестве приза доставалась ягода-малинка.


Старались все.


Надо заметить, что не так давно рядом с этим лопухом поселился паук. Звали его Гоша. Гоша умел плести паутину и был не очень разговорчив. Зато паук любил слушать, а тут такая удача! Каждый вечер новая сказка!


Гоша, конечно, хотел быть поближе к остальным, но как это сделать, он не знал. Поэтому паучок сплел паутину побольше, оплел ею весь лопух и расположился поудобнее в ожидании вечера.


И вот вечер наступил.


Все насекомые спешили на любимую полянку. Каково же было их удивление, когда вместо зеленого лопуха они увидели завесу из паутины с раскачивающимся в середине пауком!


«Ж-ж-ж! Это что за безобразие?» – строго спросил жучок Жужик.


«И ведет себя так, как будто он тут самый главный», – пропели тоненькими голосками бабочки Василинка и Маринка.


Поднялся невообразимый галдеж. Гоша растерялся. Он не знал, что ответить, а главное – кому, ведь все говорили одновременно. Хорошо, что божья коровка Крапинка остановила этот шум и гам: «Друзья мои, давайте для начала дадим новичку возможность представиться и объяснить, как он здесь оказался и что тут делает».


Гоше сразу стало легче. Немного смущаясь, он рассказал, что недавно переселился в эти края и случайно оказался слушателем вечерних сказок друзей. «Знаете, а ведь у меня тоже есть своя сказка. Я мог бы вам ее рассказать», – предложил Гоша.


Друзья посовещались и вскоре согласились. О, это была чудесная история, которая не оставила равнодушным никого. Когда Гоша закончил рассказывать, раздались бурные аплодисменты. Так тепло и хорошо на душе у Гоши давно не было.


В этот вечер паучок Гоша был признан талантливым сказочником и награжден малинкой.


С тех пор он и остальные обитатели Царства очень подружились. Гоша сплел всем чудесные гамаки, в которых было так приятно раскачиваться под летним звездным небом, слушая волшебные сказки, которые, казалось, приходили откуда-то сверху, с самых звезд.

Вопросы и задания по сказке


• А у тебя есть друзья? Назови их имена. Почему эти ребята так дороги тебе?


• Была ли в твоей жизни ситуация, когда ты был новичком? Как ты думаешь, какие чувства испытывает «новенький»?


• Расскажи, как ты и твои друзья помогаете друг другу.


• Нарисуй, в какие игры ты любишь играть с друзьями.


• Слепи из пластилина подарок своему другу.

Неразлучные друзья

Направленность: развитие коммуникативных навыков; знакомство с основными типами темпераментов; воспитание толерантности к сверстникам.

В одном живописном местечке, которое называлось Деревня забавных человечков, произошла эта удивительная история.

В этой деревне жили четыре человечка. Друг на друга они были не очень похожи, да и характеры у них отличались. Имена наших героев тоже многое о них говорили. Давайте познакомимся с ними поближе. Разрешите представить вам Шустрика, Весельчака, Неспешкина и Мечтателя.

Непоседа Шустрик – самый быстрый в деревне. Если вдруг что-нибудь произошло, он уже тут как тут, в курсе всех событий. Поможет чем может и новости последние расскажет. В футболе ему равных нет. На соревнованиях по бегу часто призовые места занимает.

Правда, не всегда терпелив бывает, может «вспыхнуть» в споре с друзьями, но зато в беде первым придет на помощь.

Смотрите, к нему другой паренек подходит – это Весельчак. Вот с кем скучать не приходится! Про него все говорят – «душа компании». Столько шуток-прибауток знает и с другими щедро делится. Вокруг него всегда полно детворы, нравится он многим. Однако и обижаются частенько на него – ведь, поиграв с одними ребятами, он может легко перейти к другим. Такой он, Весельчак, тут уж ничего не поделать.

А вот два мальчика стоят, о чем-то неторопливо беседуют. Это Неспешкин и Мечтатель. Спокойный и рассудительный Неспешкин все делает основательно. Надежный он товарищ. Правда, частенько опаздывает из-за своей медлительности, да и с новыми ребятами ему трудно знакомиться.

Мечтатель сейчас делится с ним своими стихами. Он такой выдумщик и фантазер! Других может внимательно выслушать, посочувствовать. А вот необдуманное, грубое слово может сильно ранить его. Мечтатель, как и Неспешкин, не любит споры. Они предпочитают играть в спокойные игры – лото или шашки. А вот Шустрику с Весельчаком подавай подвижные игры – футбол или салочки.

Так наши друзья жили, друг с другом дружили, пока в один из теплых погожих дней к ним в деревню не пришел почтальон. Он принес срочную телеграмму. В ней говорилось, что в каждой деревне, в том числе и в Деревне забавных человечков, будет проводиться конкурс на звание «Самый лучший человечек деревни». Представьте себе, что началось после получения такого известия…

Шустрик вскочил, замахал руками, начал тормошить всех, чтобы они немедленно придумывали спортивные конкурсы, в которых участники могут соревноваться. А он уж точно сможет победить всех!

У Весельчака тоже был боевой настрой: «Я готов участвовать! Обязательно придумайте конкурс шуток или веселых рассказов. Мне там не будет равных, победа за мной!»

Мечтатель испуганно стоял в сторонке. Как вы помните, он вообще не любил шумные мероприятия. Неспешкин задумался. Он не был ни таким суетливым, как Шустрик, ни таким самоуверенным, как Весельчак. Он проявил спокойствие и рассудительность. «Друзья мои! – сказал он. – Я понимаю вас и ваше желание одержать победу. Но мы такие разные. Кто-то из нас хорош в спорте, а кто-то делает успехи в творчестве. Не лучше ли нам провести такие конкурсы, чтобы присудить не одно звание, а несколько? Например, звания «Лучший спортсмен» и «Лучший поэт». А еще пусть будут «Лучший юморист» и «Лучший помощник». Как вам такая идея?»

Шустрик и Весельчак немного поворчали, но вскоре согласились. А Мечтатель был рад тому, что и для него найдется возможность показать свой дар сочинения стихов.

На следующий день все жители Деревни забавных человечков собрались на главной Площади талантов. Повсюду играла музыка, слышались веселые голоса. Ровно в двенадцать часов раздался звук колокола, и соревнования начались.

В упорной, но честной борьбе Шустрик, Весельчак, Неспешкин и Мечтатель вышли победителями в разных номинациях. И вот уже звучат фанфары, а глаза наших друзей блестят от счастья. Да, они такие разные, но каждый из них раскрыл свой талант и показал себя в том, в чем силен. И каждый был хорош по-своему.

А вы, ребята, догадались, кто какого звания удостоился?

Вопросы и задания к сказке:

  • Кто из человечков понравился тебе больше всех?
  • Кто из человечков напоминает тебя?
  • Представь, что ты превратился в мудреца. У тебя в руках волшебная книга с мудрыми подсказками. Какие советы ты бы прочитал каждому из человечков?
  • Пофантазируй о том, что бы произошло в Деревне забавных человечков, если бы все стали Шустриками (Весельчаками, Неспешкиными, Мечтателями)?

Обретение мудрости


Эта история случилась там, где царит умиротворение, а вдохновение дружит с творчеством. В этой Волшебной стране живут удивительные дети. Каждый их обладает чудесным даром.


Кто-то причастен к тайным знаниям, у кого-то развит дар чувствования, иные имеют дар целительства.


Взрослые тоже могут попасть в эту страну. Но только те, кто готов к путешествию по своей внутренней Вселенной.


У нашей героини, взрослой женщины, такая готовность была. Она прошла в своей жизни немало испытаний, познала боль утраты и горечь разочарований. Она научилась находить маленькие радости жизни, обожала творить и создавала удивительные вещи. Иногда, когда она оставалась наедине с собой, необъяснимая грусть незаметно накатывала на нее волной, и становилось тяжело на душе. В такие минуты ей хотелось освободиться от какого-то незримого груза и наполниться свежим легким ветром, но как это сделать и чем помочь себе, она пока не знала.


Но всем известно, что если сильно чего-то желать с благими помыслами, то и помощники находятся, и обстоятельства благоприятствуют. И вот в полнолуние (а ведь Луна – замечательная помощница для всех женщин, часто дающая им в снах подсказки) приснился женщине удивительный сон. Будто оказалась она в той Волшебной стране, и чувствует душа ее, что в нужное время и в нужном месте она находится.


– У вас здесь встреча назначена? – поинтересовался у нее невесть откуда взявшийся мальчик-ангелок с белоснежными крылышками.


– Да, возможно! – радостно откликнулась женщина, и у нее часто забилось сердце в предвкушении чего-то необыкновенного.


– Ожидайте… – деловито сказал мальчуган и упорхнул.


Женщина огляделась. Ей показалось, что вдалеке блеснул солнечный лучик. Он приближался, становился ярче, и вдруг, в одно мгновение, перед ней оказалась чудесная девочка с золотистыми крыльями.


– Здра-а-вству-у-йте! – нараспев проговорила она и лучезарно улыбнулась.


Женщине стало так хорошо и тепло на душе, что она весело засмеялась.


– Так, выходит, я тебя ждала? С тобой у меня встреча?


– Да, это так. – качнула одновременно золотистой головкой и крылышками девочка-ангелок. – Я принесла очень важный секрет, который будет вам помогать в вашем мире. Иногда люди называют это лекарством, но мне ближе слово «секрет», – таинственно произнесла девочка и улыбнулась.


– Я ведь тоже в детстве очень любила секреты. И даже делала маленькие «секретики», пряча красивые фантики под стеклышки! – эхом отозвалась женщина.


– Да, это было чудесно! – Девочка засверкала от удовольствия, а женщину почему-то не удивили ее слова.


– Я готова. – через некоторое время сказала женщина.


– Здорово! – Девочка потерла пухленькие ладошки. Вытащила из кармашка конверт, неторопливо вскрыла его и вручила послание женщине. На белоснежном листке большими буквами была написана одна-единственная строчка: «За все благодари от сердца».


«Так это и есть то самое сильное лекарство, которое будет исцелять мои мысли и чувства, воспоминания, отношения и даже тело?» – подумала женщина и внимательно посмотрела на ангелочка.


Та как будто прочитала ее мысли и сказала:


– Да-да, искренняя сердечная благодарность Высшей силе и добрым людям! Даже если ваш разум, ваши убеждения и эгоизм протестуют. Просто допустите, что они не все знают. Ведите их за собой! Благодарите за все, и начнут происходить настоящие чудеса! Просто поверьте!


Женщина улыбнулась:


– Так просто…


– Просто там, где ангелов по сто! А где мудрено, там ни одного. – услышала она уже где-то вдалеке и проснулась.


Она встала и почувствовала необычайную легкость во всем теле. Душа пела песню, которая возносилась до самого неба. А потом ей захотелось танцевать. И это был удивительный танец, в нем была огромная благодарность той Высшей силе, благодаря которой мы живы и можем понимать, как нам повезло родиться на этой замечательной голубой планете, которой правит любовь.


предвкушении чего-то необыкновенного.


– Ожидайте… – деловито сказал мальчуган и упорхнул.


Женщина огляделась. Ей показалось, что вдалеке блеснул солнечный лучик. Он приближался, становился ярче, и вдруг, в одно мгновение, перед ней оказалась чудесная девочка с золотистыми крыльями.


– Здра-а-вству-у-йте! – нараспев проговорила она и лучезарно улыбнулась.


Женщине стало так хорошо и тепло на душе, что она весело засмеялась.


– Так, выходит, я тебя ждала? С тобой у меня встреча?


– Да, это так. – качнула одновременно золотистой головкой и крылышками девочка-ангелок. – Я принесла очень важный секрет, который будет вам помогать в вашем мире. Иногда люди называют это лекарством, но мне ближе слово «секрет», – таинственно произнесла девочка и улыбнулась.


– Я ведь тоже в детстве очень любила секреты. И даже делала маленькие «секретики», пряча красивые фантики под стеклышки! – эхом отозвалась женщина.


– Да, это было чудесно! – Девочка засверкала от удовольствия, а женщину почему-то не удивили ее слова.


– Я готова. – через некоторое время сказала женщина.


– Здорово! – Девочка потерла пухленькие ладошки. Вытащила из кармашка конверт, неторопливо вскрыла его и вручила послание женщине. На белоснежном листке большими буквами была написана одна-единственная строчка: «За все благодари от сердца».


«Так это и есть то самое сильное лекарство, которое будет исцелять мои мысли и чувства, воспоминания, отношения и даже тело?» – подумала женщина и внимательно посмотрела на ангелочка.


Та как будто прочитала ее мысли и сказала:


– Да-да, искренняя сердечная благодарность Высшей силе и добрым людям! Даже если ваш разум, ваши убеждения и эгоизм протестуют. Просто допустите, что они не все знают. Ведите их за собой! Благодарите за все, и начнут происходить настоящие чудеса! Просто поверьте!


Женщина улыбнулась:


– Так просто…


– Просто там, где ангелов по сто! А где мудрено, там ни одного. – услышала она уже где-то вдалеке и проснулась.


Она встала и почувствовала необычайную легкость во всем теле. Душа пела песню, которая возносилась до самого неба. А потом ей захотелось танцевать. И это был удивительный танец, в нем была огромная благодарность той Высшей силе, благодаря которой мы живы и можем понимать, как нам повезло родиться на этой замечательной голубой планете, которой правит любовь.

Девочка Людочка и колдунья Лень

Проблемы: неорганизованность; трудности c поддержанием порядка.

Жила-была девочка. Звали ее Людочка. Все эту девочку очень любили: и мама, и папа, и бабушка с дедушкой. Баловали Людочку как могли. Покупали девочке сласти всякие, игрушки красивые, вещи дорогие. Да вот беда – не могла Людочка следить за своими вещами и игрушками, да и порядок в ее комнате почему-то долго не задерживался. Игрушечная посуда валялась у нее вперемешку с книжками. Куклы грустно поглядывали из-под стола. Им так хотелось быть причесанными… А еще они с удовольствием попили бы чай из кукольной посуды. Но хозяйке было не до них. Она все время находила себе новое занятие, бросив предыдущую игру. И другие дела тоже часто не заканчивала.

Родители напоминали дочке о том, чтобы она навела порядок в своей комнате. Однако Людочке было неохота, и она все время находила какие-то отговорки. Будто кто-то опутывал девочку невидимой паутиной, и ей становилось труднее двигаться… А вскоре ей даже стало все равно, чистое или грязное на ней платьице.

Думаю, вы уже догадались, кто начал напускать свои чары на девочку. Вы совершенно правы, друзья мои, – это невидимая глазу колдунья Лень принялась за свою черную работу. Подкрадывается она к детям незаметно. Она бесцветная, и ее невозможно разглядеть. Ловушки у Лени тоже бесцветные, потому-то столько детей, да и взрослых, порой в них попадают. Вот и Людочка превратилась через некоторое время в неряху.

Соседские мальчики и девочки стали забывать ее имя, не хотели с ней водиться и даже придумали про нее дразнилку: «Неряшка – грязная рубашка». А самое ужасное – ее перестали узнавать.

Люде сделалось так больно и обидно, что решила она – так больше не может продолжаться. Девочка прибежала домой вся в слезах и бросилась к родителям: «Мама, папа, не хочу быть больше Неряшкой – грязной рубашкой! Хочу быть Людмилой – людям милой!» Родители несказанно обрадовались такому решению. А вот колдунье Лени стало неуютно в доме Люды. Стала она таять день ото дня, а вскоре и совсем исчезла, потому что теперь у Людочки был список добрых дел. В него были включены генеральная уборка комнаты, стирка вещей, водные процедуры, поход в парикмахерскую и множество других занятий, со временем превративших Людочку в милую и приятную девочку.

С тех пор в комнате у Людмилы царит порядок, а на видном месте висит листок с режимом дня, который она составила вместе с мамой. А в нем написано, что и когда девочка будет делать.

Вот такая история приключилась с Людочкой.

Ребята, а у вас в комнате всегда порядок?

Вопросы и задания к сказке:

• Расскажи о том, как Лень мешала Людочке.

• Вспомни случай, когда тебе мешала твоя лень.

• Какие родительские просьбы ты был бы рад слышать и выполнять, а какие – не хотел бы?

• Как ты думаешь, детей нужно баловать или воспитывать строго?

• Составь вместе с родителями свой распорядок дня и постарайся следовать ему.

«Уважаемые родители и дети, надеюсь, что вам понравилось вместе проводить время за чтением сказок — подсказок и обсуждать их. Сегодня я хочу вам предложить знакомство с терапевтическими сказочными историями Хухлаевой Ольги Владимировны — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета»

Бессонова Ирина Алексеевна

Сказка о двух братьях и сильной воле

Возраст: 5-12 лет.

Проблемы: Трудности самоконтроля. Нарушения произвольности. Неумение управлять поведением.

Данным-давно в одной далекой стране жили-были два брата-. Они жили очень дружно и все делали вместе. Оба бра­та хотели стать героями.

Один брат сказал: «Герой должен быть сильным и смелым» и стал тренировать силу и ловкость. Он поднимал тяже­лые камни, лазал по горам, плавал по бурной реке. А другой брат сказал, что герой должен быть упорным и настой­чивым, и стал тренировать силу воли: ему хотелось бросить работу, но он доводил ее до конца, ему хотелось съесть на завтрак пирог, но он оставлял его на ужин; он научился говорить «нет» своим желаниям.

Шло время, братья выросли. Один из них стал самым сильным человеком в стране, а другой —   самым настойчивым и упорным, он стал человеком с сильной волей. Но однажды случилась беда: на страну напал страшный Черный Дракон. Он уносил скот, жег дома, похищал людей

Братья решили спасти свой народ. «Я пойду и убью Дракона», — сказал первый брат. «Сначала надо узнать, в чем его слабость», — ответил другой брат. «Мне не нужно знать, в чем его слабость, — сказал силач, — Главное, что я сильный». И он отправился к высокой горе, на которой стоял замок Черного Дракона. «Эй. Дракон! Я пришел побе­дить тебя! Выходи на бой! — закричал силач. Ворота замка распахнулись и навстречу ему вышел страшный Черный Дракон, Его черные крылья заслоняли небо, его глаза горели, как факелы, а из пасти вырывался огонь. Увидев это чудовище, силач почувствовал, как страх входит в его сердце, он начал медленно отступать от Дракона, а Дракон стал расти, расти и вдруг он щелкнул хвостом, и сильный брат превратился в камень.

Узнав о том. что случилось с силачом, его брат решил, что пришел и его черед сразиться с Драконом. Но как его по­бедить? И он решил спросить совета у Мудрой Черепахи, которая жила на другом конце земли. Путь к этой черепахе лежал через три очень опасных королевства. Первым было королевство хочукалок. У человека, который попадал в это королевство, сразу появлялось множество желаний: ему хотелось получить красивую одежду, дорогие украшения, игрушки и лакомства, но стоило ему сказать «хочу», как он туг же превращался в хочукалку и навсегда оставался в этом королевстве. У нашего героя тоже появилось множество желаний, но он собрал всю свою волю, и сказал им «нет». Поэтому ему удалось уйти из этой страны.

Вторым было на его пути королевство тыкалок, жители которого все время друг друга дергали и отвлекали от дел, поэтому в этом королевстве никто ничего не мог делать: ни работать, ни отдыхать, ни играть. Нашему герою тоже захотелось начать дергать других за руки и приставать к прохожим, но он снова вспомнил о своей воле и не стал этого делать. И хорошо поступил, потому что иначе он бы тоже стал тыкалкой и остался бы в этом коро­левстве.

И наконец, третьим на его пути било самое страшное королевство — королевство якалок. Как только он вошел в это королевство, ему сразу захотелось закричать: «Я самый умный», «Я самый смелый», «Я самый краси­вый». «Я самый-самый…». И здесь ему понадобилась вся сила воли, которую он тренировал много лет. Он молча миновал и это королевство и оказался у дома Мудрой Черепахи.

— Здравствуй, Мудрая Черепаха, — сказал он. — Я пришел к тебе за советом. Пожалуйста, научи меня, как по­бедить Черного Дракона.

— Победить Дракона может только человек с сильной волей, — ответила Черепаха. — Ты прошел три страш­ных королевства, значит, ты можешь сделать это. Чем сильнее воля человека, тем слабее страшный Дракон. Иди, ты победишь.

И Черепаха закрыла глаза, а наш герой поклонился ей и отправился обратно в свою страну. Он подошел к воротам замка, в котором жил Черный Дракон, и вызвал его на бой. Дракон вышел из замка, рас­правил свои черные крылья и пошел навстречу смельчаку. Герою стало страшно при виде чудовища, но он со­брал свою волю и поборол страх, он стоял на месте и не отступал ни на шаг. И вдруг… страшный Дракон начал уменьшаться, он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез! Черепаха сказала правду: чем сильнее воля человека, тем слабее злой Дракон.

Как только Дракон исчез, рассыпался и его черный замок, а навстречу герою выбежали живые и невредимые жители страны, среди которых был и его брат. С тех пор они жили счастливо. Так сильная воля помогла герою победить зло.

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему первый брат потерпел поражение?
  2. Что такое сила воли, как ее тренировал второй брат?
  3. Какие испытания проходил второй брат?
  4. Как они связаны с силой воли?
  5. Чем может тебе помочь сильная воля?
  6. Как ты ее мог бы тренировать?

Контакты

пгт Синдор Строителей 5

kristi_27_27@mail.ru

https://vk.com/ostapchykiv

Обратная связь